Госдума вернула ВС РФ фактически утраченные права по надзорному пересмотру уголовных дел

Госдума 23 декабря 2013 года приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, возвращающие Верховному суду РФ фактически утраченные функции по надзорному пересмотру уголовных дел, сообщается в материалах ГД.

Авторами проекта этого закона выступила большая группа думцев во главе с председателем Комитета ГД по госстроительству Владимиром Плигиным, а также сенатор Анатолий Лысков.

Как отмечали парламентарии, до 1 января 2013 года, то есть до вступления в силу главы 47-1 УПК в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 433-ФЗ судебный надзор за деятельностью мировых судей, районных судов и гарнизонных военных судов, которые в общей сложности рассматривают более 99% от всех уголовных дел, осуществлялся ВС РФ в форме пересмотра судебных решений в порядке надзора по правилам главы 48 УПК. Ежегодно в ВС РФ поступало порядка 70—80 тыс. надзорных жалоб и представлений, в которых оспаривались законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных решений.

В соответствии с положениями пунктов 2 и 5 части второй статьи 401-3 УПК, вступившие в законную силу судебные решения мирового судьи, районного суда по уголовному делу могут быть обжалованы в ВС РФ, если они являлись предметом рассмотрения президиума областного или равного ему судов.

Если же вступившие в законную силу судебные решения мирового судьи, районного суда были обжалованы в кассационном порядке по нормам главы 47-1 УПК и постановлением судьи областного или равного ему судов в соответствии со статьей 401-10 УПК принято решение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции, то такое решение является окончательным и, как отмечали авторы законопроекта, "по существу непреодолимым препятствием для обращения субъектов обжалования в ВС РФ".

Таким образом, указывали депутаты, предписания пунктов 2 и 5 части второй статьи 401-3 УПК с одной стороны лишают заинтересованных лиц права на обращение в ВС РФ в целях исправления судебной ошибки, а с другой — ограничивают ВС РФ в реализации его конституционных полномочий по судебному надзору за деятельностью нижестоящих судов и исправлению судебных ошибок посредством пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.

При этом вступившие в законную силу судебные акты мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда, вынесенные в порядке гражданского и административного судопроизводства, в соответствии с отраслевым законодательством могут быть обжалованы в ВС РФ.

Более того, абсолютный запрет законодателя на пересмотр, вынесенного единолично, вне судебной процедуры постановления судьи областного или равного ему судов об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции "не вполне согласуется" с возможностью обжалования в ВС РФ постановления президиума соответствующего суда, вынесенного коллегиально в процедуре, урегулированной нормами уголовно-процессуального закона.

В связи этим предусматривается восстановить конституционное право заинтересованных лиц на обращение в Верховный суд РФ за защитой своих прав и законных интересов, нарушенных неправосудными судебными актами.

Федеральным законом в пункте 2 части второй статьи 401-3 УПК слова "если они являлись предметом рассмотрения президиума" заменяются словами "если они обжаловались в кассационном порядке в президиум". А в пункте 5 части второй этой же статьи слова "если они являлись предметом рассмотрения президиума" заменяются словами "если они обжаловались в кассационном порядке в президиум". 

http://pravo.ru/news/view/100064/